В ближайшую пятницу (13 июня) пройдет церемония вручения премии «Степной волк». В номинации «Медиа» одним из претендентов на победу является вебзин Sadwave — пожалуй, главный рупор нынешней российской панк-молодёжи (как бы это пафосно ни звучало). В преддверии мероприятия, указанного выше, мне удалось побеседовать с редакторами Sadwave Максимом Подпольщиком и Александром Red Head, а также с постоянным автором этого портала Денисом Алексеевым. О первых шагах в журналистике, о грядущей церемонии и о перспективах возрождения зинов, как медиа.
Что значит название Sadwave?
Sadwave: А что значит ваше название «Светит месяц»? Откуда у вас столько оптимизма? Вы уверены, что вам светит только месяц, а не вся десятка? По нынешним-то временам…
С чего начался ваш путь в мир зинов?
Максим Подпольщик: Ух, это долгая история. Мой путь в мир зинов начался, как, наверное, у многих, с больших музыкальных журналов. В школе я не пропускал ни одного выпуска журнала Fuzz и скупал по рок-магазинам все тематические издания, которые попадались мне на глаза. Среди них были очень крутые самиздат-журналы, к примеру, «Забриски Райдер» с их километровыми статьями о психоделических группах 1960-х и два последних выпуска «Контркультуры» (5-й номер до сих пор не выложен в интернет, к сожалению). Все это время мне страшно хотелось что-то писать самому, но было совершенно неясно, куда и как. Я даже отправлял соответствующие письма в пару изданий, но мне никто не ответил. Лед тронулся в начале нулевых, когда начал выходить журнал Rockmusic.Ru. С одной стороны, он печатался на глянцевой бумаге и продавался если не в каждом ларьке, то во многих точках, а с другой — был абсолютно отвязный, по-хорошему злой, смешной и неподцензурный. Там был раздел рецензий, где, помимо музыки, кино и книг, обозревались фэн-зины. Я написал по одному на каждый из указанных адресов и сразу отправил туда две статьи, обе представляли собой репортажи с концертов. В отличие от больших журналов, которым не было дела до желторотых птенцов типа меня, здесь ответ пришел почти моментально. Один из моих текстов был опубликован. После этого мы начали плотно общаться с главредом этого фэнзина, через него я узнал о других маленьких, но очень интересных изданиях. Этого главреда, кстати, зовут Аркадий Тропинкин, на момент нашего знакомства он выпускал зин Zoom Doom и еще кучу других, а совсем недавно начал делать что-то новое. Всем рекомендую ознакомиться с его зинами, многие из них выложены на нашем сайте Diy-zine.com.
Александр Red Head: Боюсь, у меня немного другая история, которая, впрочем, тоже, достаточно стандартна для многих. Большие музыкальные журналы у меня, наоборот, всегда вызывали тревогу. Может это из-за того, что я немного постарше Максима и раньше начал увлекаться музыкой. Журналы о музыке попали мне в руки раньше, в середине-конце 90-х. Тогда выбор был невелик. Единственным из «глянца», что я мог более-менее читать, были «Птюч» и Painkiller, ну и совсем еле-еле Rolling Stone. Поэтому большая часть журналов начала нулевых, о которых говорит Максим, обошли меня стороной. Но я тогда уже активно слушал панк и увидел настоящие зины (Maximum Rocknroll и Heart Attack). Меня сильно впечатлил тот факт, что люди, издавая собственный журнал, смогли создать настоящий интертеймэнт с собственными авторами, интервью и рекламой. Они декларировали, что при желании любой может сделать зин. Со временем и у меня появилось желание делать что-то самому и помогать делать тем, кто уже что-то делает на этом поприще.
Почему вы решили перейти в сетевой формат?
Максим Подпольщик: В какой-то момент стало ясно, что мы не тянем больше выпускать журналы. «Расстояние» между материалом и читателем начало казаться нам слишком большим. За те несколько месяцев, что мы делали тот или иной зин, значительная часть его контента устаревала. К примеру, у меня большие проблемы с пространственным мышлением, и поэтому все оформление наших изданий делал либо вышеупомянутый Аркадий, либо наш друг Петя LastSlovenia, впоследствии очень много нарисовавший для Sadwave. Ну, и чего греха таить, лично мне хотелось какого-то фидбека от аудитории, а, выпуская журнал, ты рисковал его не получить – к 2010 году интерес к зинам резко снизился, большинство наших кумиров от зиноделия забросили свои издания, письма стали приходить все реже. Стало неясно, для кого мы вообще все это делаем. А так как запал заниматься (кустарной) журналистикой не пропал, я начал вывешивать какие-то рецензии, интервью и переводы у себя в ЖЖ, потому что не знал, куда еще их девать. Году в 2011 мой друг Саша Red Head, ранее выпускавший зин Interpretation, сказал, что нам нужно основать свой блог. Собственно, так начался Sadwave.
Александр Red Head: Максим озвучил основную причину. Я ощутил на себе тяжесть бумажного издания, когда разница между первым и вторым номером зина, что я делал, составила 1,5 года. Удачно сошлись звезды, мы познакомились с Максимом, когда оба уже практически ничего не делали для бумажного самиздата. Хорошо сдружившись, мы поняли, что есть потенциал и желание продолжать это дело, а формат блога будет наиболее оптимален. К нам сразу присоединились два наших друга Вадим Гуров и Сергей Бочан (он очень много сделал для технической части сайта). Некоторое время назад Серега благополучно свалил во Вьетнам, но, тем не менее, до сих пор помогает нам. Со временем у нас появились новые авторы, большинство из которых работали, либо до сих пор работают в «больших» СМИ. А основной редакторский костяк, каким был сначала, таким и остался.
Есть ли перспектива возрождения бумажного формата зинов?
Максим Подпольщик: Теоретически, она, конечно, есть. Более того, наш автор Денис Алексеев вместе с Петей LaslSlovenia даже основали Московский комитет за зин-ревайвл и даже выпустили в рамках него четыре зина. Но это, скорее, разовые арт-проекты, это точно не медиа (и не претендует им быть). Традиционный панк-зин с его интервью, рецензиями и колонками – это все-таки маленькое СМИ. Есть ли перспектива возрождения бумажных DIY-СМИ? С объективной точки зрения это не очень оправдано – конкурировать с интернетом в плане оперативности информации зины не могут. Подобное начинание имело бы смысл, если бы кто-то смог выпускать по номеру раз в месяц, как это делают американцы из Maximum Rocknroll и Razorcake. В нашей стране таких энтузиастов, к сожалению, нет. Впрочем, некоторые продолжают что-то выпускать до сих пор (обратите внимание на зин «Мы все еще там»), но, при всем уважении к автору, я вижу в этом некоторое ретроградство. Некоторое время назад у студентов школы Родченко была попытка возродить формат арт-зинов. За довольно короткое время они наделали кучу фотозинов, и даже устроили соответствующую выставку на Винзаводе. На этом, к сожалению, все и кончилось. В общем, перспективы «возродиться» есть, на мой взгляд, только у зинов, чье содержание не привязано к конкретному моменту времени.
Александр Red Head: Зины будут всегда, в той или иной степени. Когда-нибудь на них будет такой же бум, как например, на кассеты сейчас. Но, как верно заметил Максим, настоящими медиа им уже не стать. Это будут какие-то тематические зины, или любительские, или распечатанные «тумблеры«, на такие зины мода пошла уже сейчас.
Денис Алексеев: Нет, нету. Однако это не мешает нам (мне – Д.А. и Пете LastSlovenia) выкаблучиваться и заниматься «Московским Комитетом За Зин-Ривайвал». За полгода под вывеской комитета вышло четыре бумажных фэнзина, один из них цветной и один формата А0. Почему комитет? Потому что данная форма организации нам наиболее близка. Комитет подразумевает “заседание”, а мы ужасно любим заседать у Петьки на кухне: начинаем обычно с сухого красного, потом пьём пиво, затем идёт водка, а потом уж что бог на душу положит. Волгоградский художник Аркадий Тропинкин издал за последние полгода два новых фэнзина: “Враньё” и «Чорные Бутылки». «Самыздательство Планетянин» постоянно что-то выпускает. В Томске проходит фестиваль малотиражных изданий и зин-культуры «Сам издам!». К сожалению, у нас нет времени ходить на все мероприятия, связанные с самиздатом и фэнзинами, однако мы охотно участвуем заочно («Арт-книга» и Typomania в Москве, I’mpressed в Петербурге и т.д.). Думаю, посетителям этих фестивалей не кажется, что бумажный формат фэнзинов умер.
Какие тенденции вы наблюдаете сейчас на отечественной панк-сцене?
Максим Подпольщик: На этот вопрос можно отвечать очень долго. Я назову несколько, пусть ребята меня поправят или дополнят. Во-первых, большинство отечественных панк-групп, наконец, более-менее научились играть и звучать, как минимум, нестыдно. Хотя, это, конечно, совсем не главное, просто если говорить о тенденциях, то вот такое положение дел имеет место. При этом самобытных команд чертовски мало – есть ряд неплохих копий с западных оригиналов в тех или иных направлениях, но это всего лишь копии. Очень мало у кого есть собственное лицо и, тем более, собственный месседж. Лично для меня большинство отечественных панк-команд представляют собой эдакий саундтрек для вечеринки – да, громко, да, мощно, да, местами даже стильно и со вкусом, но глубины во всем этом нет. Просто неплохая фоновая музыка, в которой бесполезно искать откровения.
Александр Red Head: Да, играть стали лучше, и качество инструментов с аппаратурой, которые сегодня используют музыканты, выросло в разы. Ну и пользование интернетом достигло своего апогея. Т.е. раньше тоже все им пользовались, но хватали по верхам, что ли, на уровне базовых лозунгов и аккордов . Сейчас многие копают весьма глубоко и основательно: они могут знать о каком-нибудь маленьком хардкор-феномене в канадской деревне, который вскоре может развиться в мировой тренд. Зачастую сегодня многие отечественные музыканты играют не хуже своих зарубежных кумиров, на которых они когда-то ориентировались. Я не вижу большой проблемы в их некоторой вторичности, потому что многие панк-группы создавались и создаются для того, чтобы «поугорать» в своем городе с тем же остервенением, как «у них там». Надо просто это осознавать и быть менее требовательным к местным группам. Не обязательно искать в них мощную культурную составляющую.
Денис Алексеев: Вряд ли кто-то разделяет мой оптимизм, но лично мне кажется, что на современной отечественной панк-сцене всё очень даже хорошо. Я наблюдаю большое количество действительно вовлечённых людей, которые делают всё это возможным. В качестве водителя и организатора туров я объездил всю Европу и пол-России, так что мне есть с чем сравнивать. В России панк-хк ещё не вошёл в привычку. Концерты в регионах люди до сих пор воспринимают как праздник, а не рутину, они им действительно нужны. Я могу сказать, какой я хотел бы видеть отечественную панк-сцену через 10 лет. Во-первых, политизированной, но не на уровне символики и автоматически воспроизводимых лозунгов, а в плане конкретных дел. Во-вторых, я бы хотел, чтобы она получила возможность влиять на реальное положение дел. В конце 80-х в Эстонии панки сыграли значительную роль в свержении советского режима — это было действительно мощное и массовое движение. Почему этого нельзя повторить сегодня? Я бы хотел, чтобы панк-сцена была мощной децентрализованной интернациональной сетью, способной мобилизоваться в нужный момент перед лицом внешней угрозы. Будь то война в Украине, реванш ультра-правых в Европе или “введение единомыслия” в России. Давайте будем называть вещи своими именами. Анархия — это хаос, любая структура репрессивна, каждый сам себе сцена, никто никому ничего не должен… но! Единственное, что можно противопоставить всем тем скверным штукам, которые сейчас происходят в мире – это многоплановый набор самых разных, самых непохожих друг на друга разветвлённых децентрализованных интернациональных сетей, одной из которых и может являться наша панк-сцена.
Могут ли сейчас появиться на этой сцене по-настоящему культовые группы?
Максим Подпольщик: Едва ли, времена уже не те. Думаю, это характерно не только для отечественной панк-сцены, но и для ситуации в музыке в целом. Она уже давно не влияет на глобальные процессы, как это было 20-30 лет назад. Возможно, может появиться влиятельная группа, как это произошло со шведами Masshysteri, чей стиль внезапно начали копировать команды из разных стран мира. Но будем объективны, вероятно, последней командой, которая в нашей стране дала старт гигантской волне подражателей и последователей, была «Гражданская оборона». Так что даже не знаю.
Александр Red Head: Может, но для этого нужно долго и упорно прокладывать себе дорогу. Не получится это сделать каким-то очередным эпатажем. Придется сделать что-то действительно интересное, делать это постоянно и долго. Но отсутствие героев ощущается сильно. Я имею в виду героев на музыкальном поприще. Героев-активистов у вас, к сожалению, хватает. «К сожалению», потому что эти ребята платят за свою деятельность очень большую цену, жертвуя или свободой, или даже жизнью.
Денис Алексеев: Даже самые никчёмные группы могут вдруг стать культовыми спустя 20 лет, но мы не ясновидцы. Я могу просто перечислить тех, кто мне нравится сейчас: CHARM SS (Якутск), DEAD BIEBERS (Якутск), САМОУБИЙСТВА БУЛЬДОЗЕРОВ (Луга), ЗОЛА (Великий Новгород), ГРУНТ (Москва), РОВ (Симферополь), MINEFIELD (Ижевск), ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ (Петрозаводск), ЗАКОН О ГРЕШНИКАХ (Мурманск), ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК (Киров), FUNNY KAPLAN (Москва). Это лишь те, кто сходу пришли на память. На самом деле хороших групп куда больше.
Из этого следующий вопрос — есть ли вообще группы, которые заслуживают внимания?
Максим Подпольщик: Да, конечно, посмотрите, о ком мы писали. «Особые условия», «Фанни Каплан», «Панк-Фракция Красных Бригад» (этих особо отмечу, очень яркая группа), «Грунт», Jars, Hellspin, «Рудольф», The Cold Dicks (хоть это и не панк по музыке, но по духу даст сто очков вперед многим).
Александр Red Head: Вообще, я уже долгое время оцениваю группы по трем критериям: музыка, текст и концепт. И если хотя бы один из этих пунктов воплощен на достойном уровне, то я считаю такую группу хорошей. Кажется, что выполнить это условие довольно просто, но, к сожалению, это не так. Не буду повторять названия групп, которые назвал Максим, просто перечислю команды, которые мне в той или иной степени интересны: «Дегенеративное Поведение», «Ров», «Поспишь Потом», «Мразь», Skull Angels And Sluts, Occupation, Rats’ Eyes, Tusk, Bluesbreaker.
Sadwave попал в шорт-лист «Степного волка». Пойдете ли на церемонию?
Максим Подпольщик: Пойдем. Шансов на победу у нас примерно ноль целых ноль десятых, но, говорят, там будут наливать.
Александр Red Head: Да, может, спонсоров найдем, ну, или просто поторгуем лицом. Все-таки это действительно интересный опыт.
Денис Алексеев: Да, но есть нюанс. Как известно, Colta и «Мемориал» сняли свою программу с ММОКФ 9, частью которого является церемония. Причиной послужило абсурдное письмо из Министерства Культуры с требованием убрать из программы две пьесы, якобы противоречащие «традиционным культурным ценностям, присущим русскому народу» (ТМ). В знак протеста против цензуры в фестивале отказались участвовать Лев Рубинштейн, Линор Горалик, премия «Просветитель», издательства Corpus и «Компас-Гид», Александр Володарский, «НЛО» и многие другие. Нам очень симпатичны все эти люди, мы чувствуем с ними самую глубокую солидарность. Признаться, в эти дни мы бы хотели быть именно с ними, а не в стенах ЦДХ. У нас не было единодушного мнения насчёт того, следует ли поддержать бойкот и выразить свой протест молчанием, или воспользоваться той небольшой потенциальной возможностью, который даёт церемония, высказать его публично. Мы выбрали второе. Мы считаем, что кто-то должен опротестовать действия Министерства культуры и таким образом, а номинация на премию возлагает на нас некоторую гражданскую ответственность, которой мы не вправе пренебрегать. Замечательному польскому поэту Чеславу Милошу принадлежит тезис о том, что коль скоро тоталитарные режимы склонны искажать смысл слов и подменять значения понятий, то профессиональный долг поэта как лица, которым жив язык, эти значения слов и смыслы понятий сохранять в их истинном, исконном виде. Таким образом, поэт не может вступать ни в какие коллаборации с тоталитарными режимами. Если несколько обобщить данный тезис, то можно сказать, что не только поэт, но и любой прочий деятель культуры не имеет права вступать в коллаборацию с тоталитарным режимом, если он, конечно, желает сохранять какую-то связь именно с культурой. Здесь речь не идёт о морально-нравственной стороне вопроса, а только о профессиональной: так, врач, выписывающий от запора не слабительное, а цианистый калий, является не врачом, а отравителем. Потому что врач – лечит, отравитель – отравляет. Таково истинное значение этих слов. Нам не надо спрашивать себя, на чьей мы стороне, и ужасно обидно, что мы не можем разорваться: наш долг как культурных людей – поддержать бойкот фестиваля, как медиа – воспользоваться любым шансом, чтобы придать действия Министерства культуры и руководства ЦДХ максимальной огласке.
Есть ли мысль создать какой-нибудь фестиваль на базе Sadwave?
Максим Подпольщик: У нас уже были подобные попытки. По просьбе одного нашего друга мы частично продюсировали лайн-ап однодневного фестиваля, приуроченного ко дню рождения нашего московского афишамейкера Миши Малаева. Но там наше участие заключалось в том, что мы просто сказали организатору, какие группы хотели бы видеть на сцене. Еще мы делали несколько концертов, самым важным из которых, наверное, был приезд наших итальянских друзей Kalashnikov. К проведению фестиваля Sadwave все так или иначе движется, но пока ничего конкретного по этому поводу мы сказать не можем.
Александр Red Head: Организовать свой фест очень хочется, как и собственный букинг, издательство, лейбл и дистро (последнее, к слову, мы кое-как запустили). Но все требует сил и времени. Их нехватка — вечная проблема.
Денис Алексеев: Меня вполне удовлетворили бы регулярные вечеринки под вывеской Sadwave в баре «Бородач». Скажем, раз в два месяца. Заниматься фестивалем – дело долгое, дорогое и муторное. А каждый из нас и так участвует в массе посторонних проектов, не считая работ, которые дают нам средства к существованию. Не думаю, что нам хватило бы сил и времени сделать хороший фестиваль, а делать плохой, согласитесь, ни к чему.
Последний вопрос. Слушали ли вы трибьют группе «Король и Шут»? Если да, какие треки запомнились?
Максим Подпольщик: Мне удалось в нем даже поучаствовать (см. кавер «Ленина Пакета» на песню «Сосиска»). Но это, скорее, шутка. Не думаю, что кто-то из нас отнесся к этой затее серьезно. В остальном данный проект не кажется мне чем-то интересным, поэтому я этот трибьют не слушал.
Александр Red Head: Трибьют не слушал, даже вошедшая на него песня «Ленина Пакет» прошла мимо меня.